Рекомендации
к составлению Маршрута
«Дом
-школа- дом» (Безопасный путь в школу)
На
схеме маршрута обозначаются:
-
расположение жилых домов, зданий и сооружений, зеленых насаждений,
стоянки
автомобилей, остановки маршрутных транспортных средств и прочее;
-
названия ближайших улиц и нумерация
домов;
-
здание образовательной организации с указанием территории, принадлежащей ей
непосредственно (при наличии указать ограждение территории);
-
дороги обозначаются со всеми элементами: проезжая часть, тротуары, трамвайные
пути и прочее;
-
наземные – (регулируемые и нерегулируемые) и надземные/подземные пешеходные переходы
на подходах к образовательной организации;
-
существующие дорожные знаки (знаков «Дети», «Пешеходный переход» и др.);
-
места расположения транспортных и пешеходных светофоров;
-
направление движения транспортных потоков по проезжей части;
- направление
безопасного маршрута движения детей к (из) общеобразовательному учреждению;
-
опасные места (объекты, закрывающие обзор, открытые люки, места ремонта
тротуара и складирования строительных материалов и другое);
-
участки дорог с интенсивным движением транспортных средств;
- расположение остановок маршрутных транспортных
средств и безопасные маршруты движения детей (учащихся) от них к образовательной организации и обратно;
все пути к образовательной
организации и обратно от ближайших остановок маршрутного транспорта и основных
мест проживания детей, должны иметь указания особо опасных участков дороги (эти
участки могут быть выделены красными кружками или восклицательными знаками).
- при
наличии около образовательной организации стоянки (парковочных мест),
указывается место ее расположения и хорошо видимой линией (при необходимости со
стрелками, обозначающими направление движения) безопасные маршруты движения
детей от парковочных мест к образовательной организации и обратно.
Размещение
на схеме светофоров, дорожных знаков, пешеходных переходов должно
соответствовать их действительным местам расположения!
Схема
маршрута до образовательной организации
представляет из себя информационный лист
форматом А4 (в идеале). Это
обусловлено, тем, что схема безопасного движения учащихся по территории микрорайона к (из)
образовательной организации должна иметь приемлемый для восприятия ребенка
масштаб. Все надписи должны быть четкими и разборчивыми!
Рекомендации родителям:
Сопровождая
ребенка, родители отрабатывают привычку:
—
отсутствия спешки,
—
перехода улицы только шагом,
—
строго под прямым углом, не наискосок, тщательного осмотра дороги перед
переходом, даже если она пустынна.
Пешеходный
переход со светофором более безопасный, чем пешеходный переход без светофора.
При
выборе безопасного варианта выбираются места перехода улиц наиболее легкие и
безопасные для ребенка.
Если переход улицы регулируется
светофором, необходимо зарисовать: идти можно только на зеленый свет. Если
горит красный или желтый – идти нельзя, даже если нет машины. Надо уважать
правила так же, как их уважают водители. При переходе на зеленый свет надо тоже
наблюдать за обстановкой, замечать машины, которые в этот момент готовятся к
повороту направо или налево, пересекая путь движения пешеходов.
Улица
и участки, где не затруднен осмотр проезжей части (нет густых кустов, деревьев,
стоящих машин, особенно крупногабаритных), более безопасна, чем улица со
стоящими машинами и другими предметами, закрывающими обзор и т.д.
Для
каждой улицы, которую приходится переходить, вы оговариваете с детьми т.е.
даете характеристику: интенсивность движения машин, возможность появления машин
из-за поворота; предметы, мешающие осмотру улицы, кусты, деревья, стоящие
машины. т.д.
Проведите
с ребенком беседу по картине «посадка в общественный транспорт», при подъезде
автобуса стоять, отступив от края тротуара, т.к. автобус может занести,
особенно в дождь, снег или гололед. Пока автобус не остановился, к двери не
подходить! В последний момент при отправлении автобуса, в автобус не садиться -
может прищемить дверями. Особенно опасна передняя дверь - после защемления
дверьми можно попасть под колеса!
В
местах выхода из общественного транспорта (зарисовываете остановку) заранее
подготовиться к выходу. Не опаздывать при выходе- может прищемить дверями.
Аккуратно выходить, чтобы не поскользнуться и упасть. Если после выхода из общественного
транспорта надо переходить улицу, оговариваете с ребенком: подожди пока не
уйдет автобус! Из-за автобуса выходить крайне опасно.
Подойдя
к перекрестку (пешеходному переходу) и внимательно осмотри проезжую часть
дороги!
Перед
переходом улицы: переходить улицу только шагом, все разговоры прекратить!
У выхода из школы: переход только шагом!
Большая часть происшествии возникает во время выхода детей из школы. Поэтому
будьте особенно внимательны!
Особого внимания и схематического описания
требует переход улицы, на которой стоит дом. Часто дети бегут к дому, плохо
осматривая улицу. Есть возможность увидеть родных или знакомых, что
способствует пересечению дороги бегом. Не спешите к дому! Переходите только
шагом. Внимательно осмотрите улицу. Будьте особенно осторожно, если есть кусты,
деревья, стоящие машины!
После
составления маршрута родители, сопровождая сына или дочь в школу и обратно (в
первые недели посещения школы для первоклассника и несколько раз - для
учащихся начальной школы и среднего звена), добиваются практического овладения
школьниками методами безопасного движения по маршруту, понимания ими всех
опасностей, которые указаны в описанном маршруте.
Отрабатывают
привычку заблаговременного выхода из дома, отсутствия спешки, перехода улицы
только шагом, строго под прямым углом, не наискосок, тщательного осмотра
дороги перед переходом, даже если она пустынна.
Порядок
использования маршрута "дом-школа-дом".
После
составления маршрута родители, сопровождая сына или дочь в школу и обратно (в
первые недели посещения школы для первоклассника и несколько раз - для
учащихся начальной школы и среднего звена), добиваются практического овладения
школьниками методами безопасного движения по маршруту, понимания ими всех
опасностей, которые указаны в описанном маршруте.
Сопровождая
школьника, родители отрабатывают привычку заблаговременного выхода из дома,
отсутствия спешки, перехода улицы только шагом, строго под прямым углом, не
наискосок, тщательного осмотра дороги перед переходом, даже если она пустынна.
Отрабатывается
сдержанность и осторожность при движении через дорогу для посадки на автобус -
никакой спешки!
Отрабатывается
осторожность: при посадке и при выходе из автобуса особая осторожность - при
возвращении домой, если дом на противоположной стороне улицы.
Крайне
важно добиваться, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу, сам по себе
рассматривался школьниками как сигнал опасности.
Доверить
школьнику самостоятельное движение в школу и обратно можно лишь после того, как
родители будут уверены в том, что ребенок выполняет все требования безопасного
поведения на дороге.