Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Линдовская средняя школа
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1
от 19.08.2024г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 175-од
от 30.08.2024 г.
Адаптированная основная образовательная программа
начального общего образования для обучающихся
с задержкой психического развития
(АООП НОО для обучающихся с ЗПР)
(вариант 7.1)
С.Линда
2024 г.
1.
ЦЕЛЕВОЙ
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ АООП НОО для обучающихся с ЗПР
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цель и задачи реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР
1.1.2 Принципы формирования и механизмы реализации АООП НОО для
обучающихся с ЗПР
1.1.2. Общая характеристика
АООП НОО для обучающихся с ЗПР
1.2.
Планируемые
результаты освоения
обучающимися
АООП НОО для обучающихся с ЗПР
1.3. Система
оценки достижения планируемых результатов освоения
программы АООП НОО для обучающихся с ЗПР
1.3.1. Комплексный подход к оценке образовательных достижений
1.3.2. Особенности оценки личностных результатов
1.3.3. Особенности оценки достижения метапредметных результатов
1.3.4. Особенности оценки достижения предметных результатов
1.3.5. Оценка достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
3
3
3
4
6
9
12
12
13
13
13
13
освоения программы коррекционной работы.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО для обучающихся с ЗПР
2.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов
2.2. Программа формирования универсальных учебных действий
2.3 Программа коррекционной работы
2.4. Рабочая программа воспитания
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО для обучающихся с ЗПР
3.1. Учебный план
3.2. Календарный учебный график
3.3. План внеурочной деятельности
3.4. Календарный план воспитательной работы
3.5.
Характеристика
условий
реализации
АООП
НОО для
обучающихся с ЗПР
3.5.1. Кадровое обеспечение реализации АООП НОО для обучающихся
с ЗПР
3.5.2. Психолого - педагогические условия реализации АООП НОО для
обучающихся с ЗПР
3.5.3. Финансово - экономические условия реализации АООП НОО для
обучающихся с ЗПР
3.5.4. Материально - технические условия реализации АООП НОО для
обучающихся с ЗПР
3.5.5. Информационно - методические условия реализации АООП НОО
для обучающихся с ЗПР
3.5.6. Механизмы достижения целевых ориентиров и контроль за
реализацией требований ФГОС к условиям реализации АООП НОО для
обучающихся с ЗПР
3.5.7. Сетевой график (дорожная карта) по формированию
необходимой системы условий реализации АООП НОО для
обучающихся с ЗПР
2.
16
16
16
16
24
24
24
27
28
28
28
28
28
28
28
28
28
28
2
Целевой раздел АООП НОО для обучающихся с ЗПР
I.
1.1 Пояснительная записка.
Цель и задачи реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР
АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) МАОУ Каликинская СШ
разработана на основе Федеральной адаптированной образовательной программы для
обучающихся с ЗПР.
Цель
реализации
Адаптированной
основной
образовательной
программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.1) (далее - АООП НОО обучающихся с ЗПР) - обеспечение выполнения
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных
задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение
и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
достижение планируемых результатов освоения АООП НОО для обучающихся с
ЗПР, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей,
определяемых
личностными,
государственными
потребностями
и
семейными,
возможностями
общественными,
обучающегося
с
ЗПР,
индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в ее индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных
трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
3
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР через
организацию
их
общественно
полезной
деятельности,
проведения
спортивно-
оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием
системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе
сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и других соревнований;
использование
в
образовательном
процессе
современных
образовательных
технологий деятельностного типа;
предоставление
обучающимся
с
ЗПР
возможности
для
эффективной
самостоятельной работы;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (населенного пункта, района, города).
1.1.2 Принципы формирования и механизмы реализации АООП НОО
для обучающихся с ЗПР
В основе разработки основной образовательной программы начального общего
образования лежат следующие принципы:
1) принцип учёта ФГОС НОО: ФОП НОО базируется на требованиях, предъявляемых
ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на
уровне начального общего образования;
2) принцип
учёта
языка
обучения:
с
учётом
условий
функционирования
образовательной организации ФОП НОО характеризует право получения образования на
родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы
реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
3) принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: программа обеспечивает
конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает
механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
4) принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает возможность и
механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с
особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей
4
(законных представителей) обучающегося;
5) принцип преемственности и перспективности: программа обеспечивает связь и
динамику в формировании знаний, умений и способов деятельности, а также успешную
адаптацию обучающихся к обучению по образовательным программам основного общего
образования, единые подходы между их обучением и развитием на уровнях начального
общего и основного общего образования;
6) принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает связь
урочной и внеурочной деятельности, разработку мероприятий, направленных на
обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся,
нравственно-ценностного отношения к действительности;
7) принцип здоровье сбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных
мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными
правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296), с
изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный № 72558),
действующими до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические нормативы), и санитарными
правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января
2027 г. (далее – Санитарно-эпидемиологические требования).
ООП НОО МАОУ Линдовская СШ учитывает возрастные и психологические
особенности обучающихся. Сроком освоения ООП НОО является четыре года. Учебная
нагрузка при 5-дневной учебной неделе предусмотрена Гигиеническими нормативами и
Санитарно- эпидемиологическими требованиями.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся
5
при необходимости разрабатываются индивидуальные учебные планы в пределах
осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном
локальными нормативными актами образовательной организации.
Осуществляется преемственность основной образовательной программы начального
общего образования с образовательными программами дошкольного образования и
основного общего образования, которая заключается:
- в учёте образовательных результатов выпускников начальной школы при
проектировании формируемой части образовательной программы основной школы;
- в наличии образовательных решений в начальной школе (во внеурочной
деятельности), позволяющих сделать выбор направления программы обучения в основной
школе и помогающих оценить готовность к этому выбору.
Общая характеристика АООП НОО для обучающихся с ЗПР
АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) разработана в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к ее структуре, условиям реализации и
результатам освоения.
Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью
соответствующее
по
итоговым
достижениям
к
моменту
завершения
обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же
сроки обучения (1 - 4 классы).
АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), представляет собой
адаптированный вариант ООП НОО МАОУ Линдовской СШ. Адаптация программы
предполагает
введение
программы
коррекционной
работы,
ориентированной
на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку
в освоении АООП НОО (вариант 7.1), требований к результатам освоения программы
коррекционной работы АООП НОО для обучающихся с ЗПР. Обязательными условиями
реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое
сопровождение
обучающегося,
согласованная
работа
педагогических
работников,
реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого
обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на
основе рекомендаций ПМПК, ИПРА.
Определение варианта АООП НОО для обучающихся с ЗПР осуществляется на
основе заключения ПМПК, сформулированного по результатам его комплексного
психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА (при наличии).
АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту
6
поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но
отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях
деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной
незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки
легкой органической недостаточности ЦНС, выражающиеся в повышенной психической
истощаемости
с
сопутствующим
снижением
умственной
работоспособности
и
устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных
характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени
выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительномоторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики, но при
этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, осваивающих
АООП НОО (вариант 7.1).
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных
категорий,
поскольку
задаются
спецификой
нарушения
психического
развития,
определяют особую логику построения учебного процесса и находят свое отражение в
структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления
об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют
выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и
специфические.
К общим потребностям относятся:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
выделение
пропедевтического
периода
в
образовании,
обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
получение начального общего образования в условиях образовательных организаций
общего
или
специального
типа,
адекватного
образовательным
потребностям
обучающегося с ОВЗ;
обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с
педагогическими работниками и одноклассниками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
7
семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1), характерны
следующие специфические образовательные потребности:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических
процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности,
пониженного общего тонуса);
комплексное
сопровождение,
направленное
на
компенсацию
дефицитов
эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом"
предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных
методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и
компенсации индивидуальных недостатков развития);
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных групп обучающихся с ЗПР;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный
сформированности
(пошаговый)
мониторинг
социальной
компетенции
результативности
обучающихся,
образования
уровня
и
и
динамики
психофизического развития;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности
обучающегося
с
ЗПР,
продолжающегося
до
достижения
уровня,
позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
8
поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения;
специальная
психокоррекционная
помощь,
направленная
на
формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество
с
родителями
(законными
формирования
социально
представителями),
активной
позиции,
активизация
нравственных
ресурсов
и
семьи
для
общекультурных
ценностей).
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО
Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР должно стать
полноценное
начальное
общее
образование,
развитие
социальных
(жизненных)
компетенций.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются
результатами освоения программы коррекционной работы.
Результаты
освоения
программы
коррекционной
работы
отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений
обучающихся с ЗПР в различных средах:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь
для ее разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе;
в умении написать при необходимости сообщение, правильно выбрать адресата
(близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
2) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни, проявляющееся:
в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии
повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и
вещей;
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное
участие;
9
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность
в этой деятельности;
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
в умении ориентироваться в пространстве школы, ориентироваться в расписании
занятий;
в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать
посильное участие, брать на себя ответственность;
в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников в школе, овладение
навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия,
проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации обучающегося в ближнем и
дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может
использовать коммуникацию как средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи,
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
используя
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
3) способность
к
осмыслению
и
дифференциации
картины
мира,
ее
пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных
представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и
природной среды;
в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами
дома и школы;
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной
в пространстве и времени, адекватных возрасту обучающегося;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего
мира;
10
в умении устанавливать взаимосвязь между природным
собственной жизни в семье и в школе;
порядком и ходом
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной
жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком;
в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами.
4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту
ценностей
и
социальных
ролей,
проявляющаяся:
в знании правил поведения и социальных ритуалов, умении их адекватно
использовать в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в
семье; с педагогическими работниками и обучающимися в школе; со знакомыми и
незнакомыми людьми;
в умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного
контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие,
намерение, просьбу, опасение и другие;
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки
адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за
проявление внимания и оказание помощи;
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации
социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные
занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других
11
ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение
эффективными
способами
учебно-познавательной
и
предметно-
практической деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметнопрактической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять
и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс
и результат деятельности;
сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения ФАОП
НОО (вариант 7.1) предметные, метапредметные и личностные результаты;
сформированные в соответствии АООП НОО (вариант 7.1) УУД.
Требования
к
результатам
освоения
программы
коррекционной
работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его
потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
1.3
Система
оценки
достижения
обучающимися
с
ЗПР
планируемых
результатов освоения АООП НОО.
1.3.1 Комплексный подход к оценке достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения АООП НОО.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности являются оценка
образовательных
достижений
образовательных
организаций
обучающихся
и
и
оценка
педагогических
результатов
кадров.
деятельности
Полученные
данные
используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП НОО (вариант 7.1) предполагает комплексный подход к оценке
результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех
трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися АООП НОО (вариант 7.1) ЗПР (кроме
программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС
НОО.
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо
при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может
быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация
12
планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно
невозможна.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и
государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР в
иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам
освоения АООП НОО для обучающихся ЗПР) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
- особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с
ЗПР;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных
для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода
выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогическим работником вслух в медленном темпе с
четкими смысловыми акцентами;
-
при
необходимости
адаптирование
текста
задания
с
учетом
особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более
крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок
задания по грамматическому и семантическому оформлению);
-
при
необходимости
предоставление
дифференцированной
помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение
внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10 - 15 минут) при нарастании в
поведении обучающегося проявлений утомления, истощения;
- недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагогического
13
работника,
создание
ситуаций,
приводящих
к
эмоциональному
травмированию
обучающегося.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР должна предусматривать оценку
достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы
коррекционной работы.
1.3.2 Особенности оценки личностных результатов.
Оценка личностных результатов обучающихся с ЗПР не проводится.
1.3.3
Особенности оценки метапредметных и предметных результатов
Оценка проводится комплексно.
1.3.4 Особенности оценки достижения предметных результатов.
При оценке достижения предметных результатов учитываются рекомендации
педагога –психолога и учителя-логопеда.
1.3.5 Оценка достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО.
При определении подходов к оценке результатов освоения обучающимися с ЗПР
программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования
обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно
разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы
коррекционной работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися
с
ЗПР
программы
коррекционной
работы
выступает
наличие
14
положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих
успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений
развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг,
обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность,
информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку
достижений
планируемых
результатов
освоения
обучающимися
программы
коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее
содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР
программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы
мониторинга:
1) Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень
развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений
развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.
2) Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение
всего времени обучения обучающегося на уровне начального общего образования. При
использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику
интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие
положительной
динамики)
или
неуспешности
(отсутствие
даже
незначительной
положительной динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов
овладения программой коррекционной работы. Данные экспресс-диагностики выступают
в
качестве
ориентировочной
основы
для
определения
дальнейшей
стратегии:
продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения
в нее определенных корректив.
3) Финишная диагностика проводится на заключительном этапе обучения на уровне
начального общего образования обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми
результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной
диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и
индивидуальных
особенностей
обучающихся,
их
индивидуальных
особых
образовательных потребностей.
Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
15
работы используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру
оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа
экспертов объединяет всех участников образовательного процесса - тех, кто обучает,
воспитывает и тесно контактирует с обучающимся. Задачей такой экспертной группы
является выработка общей оценки достижений обучающегося в сфере социальной
(жизненной) компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких
обучающегося. Основой оценки продвижения обучающегося в социальной (жизненной)
компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и
дома.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися
программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных
представителей),
поскольку
наличие
положительной
динамики
обучающихся
по
интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления)
степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется
не только в учебно-познавательной деятельности, но и в повседневной жизни.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения
программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных
представителей) необходимо направить на расширенное психолого-педагогическое
обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы
в организацию и содержание программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не
выносятся на итоговую оценку.
II.
Содержательный раздел АООП НОО для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.1)
2.1 Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей, программа формирования УУД соответствуют требованиям в
ФГОС НОО и ФООП НОО и представлены в приложении к ООП НОО.
2.2 Программа формирования УУД соответствуют требованиям в ФГОС НОО и ФООП НОО.
2.3 Программа коррекционной работы.
Программа
специального
коррекционной
сопровождения
работы
обучающегося
предусматривает
с
ЗПР.
индивидуализацию
Содержание
программы
коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых
образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА (при наличии).
16
Целью программы коррекционной работы выступает создание системы комплексной
помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в
физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная
адаптация.
Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются во
внеурочное
время
в
объеме
не
менее
5
часов
(пункт
3.4.16
Санитарно-
эпидемиологических требований).
Программа коррекционной работы обеспечивает:
выявление
особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
ЗПР,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
осуществление
индивидуально-ориентированного
психолого-педагогического
сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей;
оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО;
возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного
учебного
поведения,
взаимодействия
со
взрослыми
и
детьми,
формированию
представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Программа коррекционной работы содержит:
перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР, и освоение ими АООП НОО;
систему комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения
обучающихся с ЗПР в условиях образовательного процесса, включающего психологопедагогическое обследование обучающихся с целью выявления особых образовательных
потребностей обучающихся, мониторинг динамики развития и успешности в освоении
АООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий;
механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
педагогических работников, специалистов в области коррекционной педагогики и
психологии,
медицинских
работников
и
других
организаций,
специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен
обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления,
отражающие ее основное содержание:
17
диагностическая работа, обеспечивающая проведение комплексного обследования
обучающихся с ЗПР и подготовку рекомендаций по оказанию им психологопедагогической помощи;
коррекционно-развивающая
работа,
обеспечивающая
своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию
недостатков в психофизическом развитии обучающихся с ЗПР;
консультативная
сопровождения
работа,
обучающихся
дифференцированных
обеспечивающая
с
ЗПР
и
их
непрерывность
семей
психолого-педагогических
по
условий
специального
вопросам
обучения,
реализации
воспитания,
коррекции, развития и социализации;
информационно-просветительская
работа,
направленная
на
разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для
обучающихся с ЗПР, со всеми участниками образовательных отношений - обучающимися,
их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Коррекционная
работа
наблюдение в учебной
и
включает
систематическое
внеурочной
психолого-педагогическое
деятельности, разработку и
реализацию
индивидуального маршрута комплексного психолого-педагогического сопровождения
каждого обучающегося с ЗПР на основе психолого-педагогической характеристики,
составленной по результатам изучения его особенностей и возможностей развития,
выявления трудностей в овладении содержанием начального общего образования,
особенностей
личностного
развития,
межличностного
взаимодействия
с
детьми,
взрослыми.
Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная
помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной
сферы
и
коррекция
ее
недостатков;
развитие
познавательной
деятельности
и
целенаправленное формирование высших психических функций; развитие зрительномоторной
координации;
формирование
произвольной
регуляции
деятельности
и
поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение обучающемуся
успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения
к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному
обучению.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного
процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционноразвивающих занятиях, где осуществляется коррекция нарушений психофизического
развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного
18
материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП
НОО
педагогические
работники,
осуществляющие
психолого-педагогическое
сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной
работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою
актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания
значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и
обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на ПМПК для
комплексного психолого-педагогического обследования с целью выработки рекомендаций
по его дальнейшему обучению.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:
оптимально
выстроенное
взаимодействие
специалистов
образовательной
организации, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами
различного профиля;
социальное
партнерство,
предполагающее
профессиональное
взаимодействие
образовательной организации с внешними ресурсами.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют
специалисты:
педагог-психолог,
социальный
педагог,
педагог
дополнительного
образования. При необходимости Программу коррекционной работы может осуществлять
специалист, работающий в иной организации (центрах психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи, ПМПК и других).
Этапы реализации программы.
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их
адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих
факторов.
1)
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учѐта
особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных
потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям
программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы
учреждения.
2) Этап планирования, организации, координации (организационноисполнительская
деятельность).
Результатом
работы
является
особым
образом
организованный
образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и
процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
19
при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития,
социализации рассматриваемой категории детей.
3)
Этап
диагностики
(контрольно-диагностическая
соответствия
созданных
коррекционно-развивающей
деятельность).
условий
и
образовательной
Результатом
выбранных
является
среды
констатация
коррекционно-развивающих
и
образовательных программ особым образовательным потребностям ребѐнка.
4) Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательную деятельность
и
процесс
сопровождения
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
корректировка условий и форм обучения, методов и приѐмов работы.
2.4 Рабочая программа воспитания.
Рабочая программа воспиания соответствует требованиям в ФГОС НОО и ФООП НОО и
представлена в приложении к ООП НОО.
Условия реализации программы коррекционной работы.
Среди условий реализации программы коррекционной работы выделяются кадровые
условия, условия создания среды, материально-технические условия, информационные и,
программно-методические условия.
Кадровые условия
Коррекционная работа осуществляется педагогическими работниками, имеющими
высшее образование: учителями, педагогом – психологом, прошедшими курсовую
подготовку по проблемам обучения детей с ОВЗ. Педагогические работники проходят
обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки 1 раз в 3 года,
ведут методическую работу, участвуют в разработке программ и проведении семинаров и
конференций.
Условия создания среды.
В школе коррекционная среда предполагает выполнение ряда условий:
дифференциации, психолого-педагогических, специализированных и
здоровьесберегающих.
Дифференцированные условия при обучении учащихся с ЗПР:
• организационная дифференциация: оптимальный режим учебных нагрузок;
• содержательная дифференциация: подбор доступного материала и планирование
20
результатов в соответствии с возможностями школьников.
Психолого-педагогические условия:
• коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса с интеграцией
общего и коррекционного образования;
• учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка;
• соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
• соблюдение рекомендаций медицинских работников, психолога, логопеда;
• использование современных психолого-педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса,
повышения его эффективности, доступности.
Специализированные условия:
• выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые
образовательные потребности обучающихся с ОВЗ;
• введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на
решение задач развития ребѐнка, отсутствующих в содержании образования нормально
развивающегося сверстника;
• использование специальных методов, приѐмов, средств обучения,
специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на
особые образовательные потребности детей;
• дифференцированное и индивидуализированное обучение с учѐтом специфики
нарушения здоровья ребѐнка;
• комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных
и групповых коррекционных занятиях.
Здоровьесберегающие условия:
• оздоровительный и охранительный режим;
• укрепление физического и психического здоровья;
• профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся;
• соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
• участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их
развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Материально-технические условия:
Материально-техническая база, позволяющая обеспечить реализацию программы
коррекционной работы: оборудование коррекционных кабинетов, закупка программного
21
обеспечения и т.п.
Информационные условия:
• информационная образовательная среда, на основе которой возможно
осуществление дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в
передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных
технологий;
• свободный доступ школьников, их родителей (законных представителей),
педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам
(методические пособия и рекомендации по всем направлениям и видам деятельности,
наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы).
Программно-методические условия:
• пакет программ коррекционных курсов социальнопедагогической направленности;
• диагностический инструментарий, необходимый для
осуществления профессиональной деятельности педагогов.
План мероприятий по направлениям
коррекционной работы
Направление
Планируемые результаты
Виды и формы
коррекционной программы
деятельности, мероприятия
Диагностическое направление: задачи (направления деятельности)
Углубленная
Получение объективных
Диагностирование.
диагностика ребенка
Составление
сведений об
диагностических
обучающихся, на
заключений
основании
диагностической
специалистами
информации
(протоколы
специалистов разного
обследования)
профиля.
Определение уровня
Получение
Анкетирование,
организованности
объективной
наблюдение во время
ребенка, особенности
информации об
занятий, беседа с
эмоционально- волевой,
уровне
родителями,
личностной
развития ребенка, умении
посещение семьи.
сферы; уровня знаний по
Составление
учиться, особенности
предметам
личности, уровню знаний
характеристики.
по предметам. Выявление
нарушений в поведении.
Коррекционно-развивающее направление: задачи (направления деятельности)
22
Обеспечить
педагогическое
сопровождение
Планы, рабочие
программы по предметам
Разработать
индивидуальные
планы, рабочие
программы по
предметам,
коррекционным
курсам и корекционноразвивающим занятиям.
Обеспечить
педагогическое
сопровождение.
Осуществление
педагогического
мониторинга достижений
школьника
Позитивная динамика
Составление
Обеспечить
развиваемых параметров
расписания занятий.
психологическо
Проведение
еи
коррекционнологопедическое
развивающих занятий.
сопровождение ребенка
Щадящий режим
Создание условий для
Внедрение
сохранения и
здоровьесберегающих
укрепления здоровья
технологий в
обучающегося с ЗПР
образовательный
процесс. Разработка
рекомендаций для
педагогов, учителя, и
родителей по работе с
ребенком
Консультативное направление: задачи (направления деятельности)
Консультирование
Рекомендации,
Индивидуальные,
педагогических
тематические
приѐмы, упражнения
работников
консультации
и
по вопросам инклюзивного
др.материалы.
образования.
Информационно-просветительское направление : задачи (направления
деятельности)
Информирование
Организация
Информационные
родителей
бесед,
мероприятия
(законных
практикумов,
представителей)
консультаций.
по
медицинским,
социальным, правовым и
другим
вопросам
Основное содержание работы социального педагога.
23
• Работа с отдельными школьниками; - изучение совместно с психологом состояния
здоровья, отношений, интересов, характера, познавательных особенностей, семейных
условий и внешкольного общения школьника; - помощь в социализации школьников
через стимулирование и организацию их участия в кружках, клубах, секциях; непосредственное общение со школьниками; - помощь школьников в преодолении
учебных трудностей, проблем в учебной работе; - координация информационных
интересов школьника (чтение, кино, видео).
• Работа с классными руководителями: - организация творческих и коллективных
совместных
дел
школьников;
-
воспитание
культуры
общения
школьника
через
специально организованные занятия; - организация развивающих коллективных
мероприятий, экскурсий, посещение театра, концертов, выставок и пр.; - выработка
общественного мнения коллектива через групповые дискуссии, обсуждение дел, проблем
и ситуаций классной жизни.
• Организация воспитывающей среды и повседневного школьного быта: выработка совместно с ребятами правил (законов) общения в классном и школьном
коллективе и вне его; - совместно с родителями и школьниками эстетизация среды
классного коллектива; - организация самообслуживания, текущих трудовых дел,
дежурства.
2.1 Программа воспитания.
Программа воспитания для обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с
Федеральной программой воспитания и представлена в ООП НОО МАОУ Линдовской СШ
III.
Организационный раздел АООП НОО для обучающихся с ЗПР
3.1 Учебный план
Учебный план АООП НОО для обучающихся с ЗПР соответствует Федеральному
учебному плану (вариант 1)
Обязательные
предметные
области
и
учебные
предметы
соответствуют
положениям федерального учебного плана в ФОП НОО. Во внеурочную область
учебного плана включаются коррекционно-развивающие занятия по программе
коррекционной работы в объеме не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося с
ЗПР (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований).
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР представляют
собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации
АООП НОО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным
24
результатом
реализации
указанных
коррекционно-развивающей
требований
образовательной
является
среды
для
создание
комфортной
обучающихся
с
ЗПР,
построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает
высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для
обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие
обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и
социального здоровья обучающихся.
При реализации данной адаптированной образовательной программы созданы
специальные
условия,
образовательной
обеспечивающие
программы
в
освоение
полном
обучающимися
объеме
с
учетом
содержания
их
особых
образовательных
потребностей и особенностей здоровья.
Учебный план построен на основе обновленных ФГОС, вступивших в силу с
01.09.2022 г., на основе Федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования, вступившей в силу с 01.09.2023 г. и обеспечивает их
реализацию.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса. Обязательная (инвариантная) часть учебного
плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей,
(обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют
ФГОС НОО).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся.
Время,
отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, использовано на увеличение учебного часа по предметам: родной
(русский) язык (0,5 часа во втором полугодии), литературное чтение на родном (русском)
языке (0,5 часа в первом полугодии), отведённого на изучение отдельных учебных
предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся с целью удовлетворения различных
интересов обучающихся
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с действующими санитарноэпидемиологическими
требованиями
к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных учреждениях.
25
В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная
деятельность. План внеурочной и коррекционно-развивающей деятельности является
организационным механизмом реализации основной образовательной программы
начального общего образования. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации
ФГОС начального общего образования обучающихся следует понимать образовательную
деятельность,
осуществляемую
в
формах,
отличных
от
классно-урочной,
и
направленную на достижение планируемых результатов освоения АООП.
Внеурочная деятельность организована по следующим направлениям: спортивнооздоровительному,духовно-нравственному,
общеинтеллектуальному, общекультурному.
В
каждом
социальному,
направлении
внеурочной
деятельности предоставлена форма организации с учётом возможностей учеников с ОВЗ.
Коррекционно-развивающее направление является обязательной частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание
этого направления представлено специальными коррекционно-развивающими курсами,
которые направлены на преодоление специфических нарушений у учеников с
нарушением опорно-двигательного аппарата и обеспечивает успешность обучения
учащихся по образовательным областям АООП НОО.
Реализация специальных задач по коррекции и компенсации нарушений психического
и речевого развития обучающихся проводится на всех уроках и в сочетании со
специальными индивидуальными коррекционно–развивающими занятиями.
Коррекционно-развивающее
направление
является
необходимым
условием
преодоления нарушений в психофизическом и речевом развитии обучающихся данной
категории, дополняют и расширяют возможность обучающихся в успешном овладении
знаниями,
умениями
и
навыками
программного
материала.
Каждый
общеобразовательный и коррекционно–развивающий курс на ступени НОО своим
содержанием
подготавливает
обучающего
к
переходу
на
следующий
уровень
образования (ООО).
Согласно Стандарту начального общего образования предметная область «Основы
религиозных культур и светской этики» является обязательной.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4
классах по модулям: «Основы православной культуры» - 1 час в неделю (по выбору
родителей обучающихся).
Иностранный язык изучается во 2 - 4 классах (2 часа в неделю).
Образовательная область «Физическая культура» представлена учебным предметом
«Физическая культура» в соответствии с физическим состоянием обучающихся и условиями
организации урока физическая культура.
Образовательная
область
«Искусство»
представлена
следующими
26
учебным и
предметами: музыка – 1 час в неделю, изобразительное искусство – 1 час в неделю.
Предметные
и
метапредметные
результаты,
связанные
с
использованием
информационных технологий, достигаются как в рамках предметов «Математика»,
«Труд (технология)», так и в рамках других образовательных областей, изучаемых на
уровне начального общего образования.
Предметные и метапредметные результаты в области «финансовой грамотности»
достигаются в рамках предметов «Математика», «Окружающий мир».
Режим работы - пятидневная учебная неделя.
Недельный учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР
5дневная уч/н
всего
Предметные
области
Начальная
школа Учебные
предметы/курсы
1а
кл
асс
1б
кл
асс
1в
кл
асс
2а
кл
асс
2б
кл
асс
3а
клас
с
3б
кл
асс
4а
клас
с
4б
кл
асс
4в
клас
с
Обязательная часть. Кол-во часов в неделю
Русский язык
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознани
е
и
естествознание
(Окружающий
мир)
Основы
религиозных
культур и
светской этики
5
5
4
4
Иностранный
язык
(английский)
-
Математика
Окружающий мир
Литературное
чтение
Труд(Технологи
я)
Физическая
культура
5
5
5
5
5
5
5
50
4
4
4
4
4
4
4
4
40
-
-
2
2
2
2
2
2
2
14
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
40
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
20
-
-
-
-
1*
1⃰
1⃰
3
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
10
-
Музыка
Искусство
5
Изобразительное
искусство
Труд (Технология)
Физическая
культура
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная
нагрузка
-
-
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
3
3
3
3
2**
2**
28
21
21
21
23
23
23
23
23
23
23
224
21
21
21
23
23
23
23
23
23
23
224
1
1
1
3.2 Календарный учебный график
3.3
Календарный учебный график для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) представлен в
приложении к ООП НОО.
3.4 План внеурочной деятельности представлен в п.3.2
27
3.5 Календарный план воспитательной работы.
Календарный план воспитательной работы соответствуют Федеральному плану
воспитательной работы и представлен в ООП НОО МАОУ Линдовской СШ.
3.6 Характеристика условий реализации программы АООП НОО в соответствии с ФГОС
В школе, созданы необходимые психолого- педагогические, кадровые, материальнотехнические, финансовые, информационно- методические условия и ресурсы реализации
Программы.
3.6.1 Кадровое обеспечение представлено в ООП НОО.
3.6.2 Психолого-педагогические условия реализации АООП НОО.
Коррекционная
специалистами
работа
в
общеобразовательном
соответствующей
квалификации,
учреждении
имеющими
осуществляется
специализированное
образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды
профессиональной подготовки. В штатное расписание введены ставки педагогических
работников: учитель –логопед, педагог-психолог, социальный педагог, старший вожатый.
Уровень
квалификации
работников
школы
для
каждой
занимаемой
должности
соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
3.6.3 Финансово-экономические условия реализации АООП НОО.
Финансово-экономические условия представлены в ООП НОО.
3.6.4 Материально-технические условия реализации АООП НОО и информационнообразовательная среда
Материально-технические условия учреждения обеспечивают возможность организации
обучения в учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья, индивидуального и
коллективного пользования кабинетами для организации коррекционных и реабилитационных
занятий, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения
медицинского обслуживания и санитарно- гигиенического обслуживания, а также наличие
оборудования и технических средств обучения.
Обучающиеся по АООП получают 2-разовое бесплатное горячее питание.
В образовательном учреждении действует широкая сеть кружков, секций, позволяющих
учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся.
3.5.5. Информационно-методические условия реализации программы представлены в
ООП НОО.
28